Описание
«Народ, не имеющий национального самосознания - есть навоз, на котором произрастают другие народы». Столыпин Петр Аркадьевич.
Ас Саламу алейкум ya рахматуЛлахи ya баркатух Братья и Сестры
Данная группа ставит перед собой цель:объединить Всех Талышей Ростова и Ростовской Области,для общения,проведения различных мероприятий связанные с национальной самоидентичностью,Знакомством с Талышским языком,обычаями и традициями, а также с фундаментальными ценностями ислама.
В талышской лексике есть очень много слов, сохранивших черты глубокого архаизма. Еще с древнейших времен в иранском глаголе со значением "видеть" используются два корня: для презенса: vain (авест. vaena), для претерита: di (авест. ditavi). В талышском языке основа презенса сохранилась в слове bini (bini, ce gasange) - "Смотри, как красиво"; bunum - "Дай-ка посмотреть". Корень di сохранился в составном глаголе diya kardey -"смотреть", и в слове ediyasey - "взглянуть". Помимо этого, в талышском языке сохранились авестийские z и s. В новоперсидском языке эти звуки заменились соответственно на d и h. Например: тал. zaney -"знать", авест. zananti, новоперс. danestan; тал. zomo - "зять", авест. zamatar, новоперс. damad; тал. pяs - "овца", авест. pasu, среднеперс. pah и т.д. Крайне характерно для талышского языка изобилие слов со звуком z. В новоперсидском этому звуку соответствует z: тал. zen -"жена", "женщина", авест. jani, новоперс. zan; тал. ziyey -"жить", авест. jiv, новоперс. zistan. Большое количество талышских слов имеет начальное v, которому в авестийском соответствует этот звук, но в новоперсидском b: тал. vo -"ветер", авест. vata, новоперс. bad; тал. vey - "много", авест. vahuah, новоперс. beh; тал. vayst - "рай", авест. vahista, новоперс. behest; тал. visa - "лес", авест. varasa, новоперс. bise и т.д. Как известно, для последователей Заратуштры особое значение имело понятие Asa (Аша). В авестийском языке слово asa кроме значения "правда", "истина", в качестве собственного имени обозначает наименование божества. В талышском языке только в одном выражении сохранилось слово hasa, этимология которого, вне всякого сомнения, восходит к авестийскому asa (тал. ba hasa zay - "отрицать", "не говорить правду"). Интересная судьба оказалась у слова bumi. В авестийском языке это слово наряду со словом zama означает "земля". В талышском же языке в настоящее время только слово zamin означает "земля", а слово bumi дошло до нашего времени только во фразеологических выражениях и в составе сложных слов. Такие конструкции в талышском языке пока обнаружены в шести морфемах: 1. bumarisa (bum - "земля", a - соединительная частица, risa -"корень") - "морковь"; 2. bumalarza (bum + a + larza - "треск") - "землетрясение"; 3. bumagalam (bum + a + galam - "черенок") - особый вид прививки; 4. bumaku (bum + a + kuyеy - "бить") - "мозоль в пятке"; 5. bamu (диалектно - ba bum kardey) - "закопать"; 6. bumasef (bum + a + sef - "яблоко") - "картошка".
В талышском языке имеются словообразующие суффиксы, этимологически восходящие к авестийским: 1. тал. ati: dangati - "сумашедство", kivоlati - "лень", piyacinati -"попрошайничество"; авест. - ti: isti - "сила", jiti - "жизнь", sti (тал. hesti) - "бытие", "мир". 2. тал. mon: zimon - "жизнь", piyemon - "походка", handemon -"пение", "чтение"; авест. man: daman - "творение", taoxman -"семя". 3. тал. mand: hinamand - "смелый", agilmand - "умный", zumand - "сильный"; авест. mat (mant) - xratumat - "разумный", banumat - "лучезарный". Следует отмет