Описание
Тейп Кокурхой - один из крупных старинных родов Ингушетии. Как гласит древнее предание, тейп Кокурхоевых был одним из шести родов-основателей Галгайской (Ингушской) нации. Патронимами Кокурхой являются:
*Акбиевы
*Алиевы
*Алисхановы
*Арапиевы
*Арапхановы
*Арчхоевы
*Бахчежи (Стамбул,Турция)
*Баулиевы
*Беслановы
*Болхоевы
*Габралиевы
*Джабралиевы
*Джайтмариевы
*Джамбулатовы
*Дзауровы
(Зауровы)
*Идиговы
*Илезовы
*Исламовы
*Калиматовы
(Келиматовы,Климатовы)
*Кекнякаан (Ирак)
*Кукорхоевы
(Кокурхоевы,Кукурхоевы,
Кокурхаевы)
*Мажирговы
*Мархиевы
*Мальсагошвили (Ахметовский и Казбекский районы Грузии)
*Муртазовы
*Мухиевы
*Нелхоевы
(Нилхоевы)
*Орхиевы
*Орцхановы
(Арцхановы)
*Падиевы
*Тангиевы
*Тебоевы
*Тумгоевы
*Халмурзиевы
*Цискиевы(Цициевы)
*Цунтоевы
*Чабиевы
*Чариевы
*Чопановы
(Чапановы)
*Шадиевы
*Шаулиевы (Шавлиевы)
*Шовхаловы
(Шоухаловы)
*Эсмурзиевы
-------------------------------------------------
… Халмурзиевы из рода Кукурхоевых. Сегодня мало кто знает, что в начале 20 века родовой аул этого тейпа был сожжен, а его жители выселены в Сибирь за то, что дали приют легендарному абреку Зелемхану и его семье. Вот что значит обычай. Люди пошли в Сибирь, но остались верны долгу горца и данному слову.
- Саварбек, расскажи какой-нибудь случай, из истории вашей фамилии.
- В нашей семье из поколения в поколение передается одна история, связанная с моим прадедом. Мой прадед в царское время был предпринимателем. Тогда имя Таби-Хаджи Халмурзиева было известно далеко за пределами ингушского края. Однажды к моему прадеду приехал из Санкт-Петербурга купец. Он купил у Таби-Хаджи несколько вагонов зерна, рассчитался с ним и сразу уехал. Таби-Хаджи сел пересчитывать деньги и обнаружил, что денег больше, чем требовалось, ровно на один вагон пшеницы. Тогда он, даже не допив стакан чая, сразу поехал на станцию и отправил на имя своего компаньона еще один вагон пшеницы.
Говорят, что купца по приезде домой арестовали за растрату денег и посадили в тюрму. Он не нанимал адвокатов, никуда не жаловался, и вскоре был освобожден по прибытии дополнительного вагона с пшеницей. Когда же его спросили об этом случае, этот купец просто сказал: “Я знаю, с кем имею дело. Этот человек не возьмет чужого, и всегда поступит по справедливости. Я ему доверяю, там живут честные и порядочные люди, с ними можно иметь дело”. Для нас, потомков Таби-Хаджи, его честность и порядочность всегда остаются примером для подражания и эталонам чести ингуша.
История поучительная.
Есть еще одна не менее интересная. Моя бабушка родная сестра Японца Абадиева. Дед украл ее 16-летней девушкой. У деда до того уже было две жены, и родственники невесты не соглашались на примирение. Деду был поставлен ультиматум - 500 овец, 300 коров и 200 лошадей в виде калыма. Мой дед сказал тогда буквально следующее: “Кто ответит за мои действия, если не я?” Условие родителей бабушки были приняты. Все жители села, узнав об этом деле, решили помочь деду собрать калым, вели к нему во двор овцу, крову, или коня. В конце концов Японц, как человек чести, ограничился общими для всех размерами калыма и примирение сторон состоялось в лучших традициях ингушей. Мой родной дядя Абдул–Вагап в войну был политруком, воевал и пропал без вести. Мы искали его сослуживцев, писали в Москву в министерство обороны, но следов не нашли…
Не будь в нашем народе таких людей, мы давно бы утратили себя и свое самосознание. Такие люди как символ нации, они есть в любом тейпе, и это наша история... [id3515684|Амирхан Кукорхоев] © 2008