Описание
21 декабря 1891. В дате рождения соглашаются все издания, сообщающие об этой женщине. А дальше - сплошной разброрд мнений. Одни упоминают её Кузьминой-Караваевой, в других источниках она указана как Пиленко, некоторые ограничиваются - мать Мария. Для одних она-поетесса, для кого-то - передовой гуманист. Выходец из интеллигентной семьи, она была знакома со всеми, по чьим биографиям теперь изучают Серебряный век. Она единственная знала К.П.Победоносцева - обер-прокурора Св.Синода, запомнившегося истории холодным и надменным человеком, таким, каким его не знает никто - чутким и весёлым. В пятнадцатилетнюю
Елизавету Юрьевну был влюблён Николай Гумилёв. Стихотворение, посвящённое ей Блоком, учат в школе. Она обладала задатками и поэтическими,и философскими. Но пошла несколько иным путём... "Задача сегодняшнего и завтрашнего дня, — писала она, — создание новой утопии, но в хорошем смысле слова, которая бы соединила в себе небо и землю"...
"Oна оправдывает это, опираясь на Соловьева, термином «богочеловечество». Человечество призвано быть богочеловеческим, чтобы в нем освятились и плоть, и дух. Мы несовершенные люди, но мы не духи, мы связаны всеми своими нитями с природой, которая тоже создана Богом; пусть она падшая природа, пусть она извращена, но она богозданна — создана Богом. Перед человеком, перед его внутренней, духовной жизнью стоит огромная задача освящения бытия. Кроме того, полный аскетизм невозможен для социального строительства. Она утверждала, что социальное действие, забота о ближнем есть величайший нравственный долг человечества, человека, и Церкви в том числе. Она твердо опиралась при этом на Евангелие. Это была попытка синтеза. И для того, чтобы осуществлять это на практике, на деле, она начинает ходить уже не в народ, а спускается в ад русской эмиграции" (о.А.Мень).
Вместо отдачи себя поэтическим грёзам и философским исканиям, она идёт путём воплощения своих стихов и мыслей всей своей жизнью. Пик, рубеж всякой работы мысли там - где она каменеет, обрастает плотью, приобретает форму. Мать Мария по праву может считаться воплощением русской религиозной философии, переживающей свой ренессанс в начале ХХ века. Воплощением её идей в миру, в жизни.