Описание
КОМУ НЕ ЛЕНЬ ПРОЧИТАТЬ.
… Первое упоминание села Дым-Тамак относиться к писцовым книгам середины ХVIII века. Это были неспокойные времена для Волго-Камья. В Казани бурную деятельность развернул архиепископ Лука Конашевич – Аксак Каратун, которая сводилась к проведению политики насильственной христианизации. Люди не хотевшие менять свои веры в массовом порядке бежали в восточные районы Закамья, в Башкирию. Народ сопротивлялся, самое крупное выступление этой эпохи – восстание Батырши – муллы Абдуллы Галиева. С трудом подавив это движение царизм меняет национальную политику среди нерусских народов Поволжья и Приуралья. Один из откликов этой грозной эпохи, название урочища – Изгелер Кабере («захоронение святых»), где по придания похоронены борцы за веру. В эти бурные годы на границе ногайских и башкирских степей, на берегу полноводной реки Димескей, два легендарных мужа Ракай и Сююндюк основали поселение, которое получило название Дым-Тамак, т.е. «устье реки Димескей». По традиции центром села являлась мечеть и площадь перед ней. Постепенно село разрослось и в ней стало две мечети, т.е. две махаллы. При мечети обычно было начальное учебное заведение, в которой учили в основном чтению и письму, т.е. школа появилась в селе с самого начала её возникновения. Преподавание велось на арабском и татарском языках. Учителя называли хальфа. Не было деления на классы, какой-то стройной педагогической системы, обучение сводилось к овладению грамоты и основам религии. К мулле – Абызу ходили мальчики, а к образованным женам мул – Абыстаям - девочки. Такая размеренная жизнь продолжалась до начала ХХ века. Первая русская революция 1905-1907 гг. всколыхнуло российское общество, дала резкий толчок в развитии общественной мысли, в том числе и татарской. Повсеместно получили развитие новометодные школы – медресе, где на ряду с религиозной схоластикой, начинают преподавания светских дисциплин. В 1912 году в Дым-Тамаке появляется школа, где пытаются внедрить новые предметы – естествознание, историю, основы математики и т.д., но население с недоверием встретило это нововведение. Первое светское образовательное учреждение было открыто в деревни в 1920 году в доме Сахап бая. Первым учителем стал Гайнаншин Габдулла. Это были очень тяжелые времена после военной разрухи и голода. По краю прокатилось кровавое выступление «вилочников». Крестьяне недовольные мероприятиями советской власти, продразверстки повсеместно восставали. Новая школа ассоциировалась с новой властью, поэтому многие учителя пострадали. На собственных воротах был повешен председатель сельского совета Ахметов Сагадат гарай, его самолично снял с петли Гайнаншин Габдулла, сам он смог уцелеть. В годы коллективизации сельского хозяйства в 1933 году из реквизированных домов так называемых «кулаков» была построена новая школа в три комнаты. В этой школе, председателем колхоза Гибадуллиным Самигуллой были учреждены вечерние курсы 5-7 классов, где грамоте на основе латинской графики обучались крестьяне. Учителями были Гайнаншина Закия, Бакиев Габдулла. Гайнаншин Габдулла был переведен в село Уруссу. В 1935 году директором школы стал Насыров Азал, учителями – Закиев Гасим, З.Харис, Н.Марвар, Х.Рахима. В 1940 году школы стала четырехлеткой до 1947 года. В эти годы директором был Багданов Талгат, учителя – Хасаншина Рабига, Латыпова Гаухар, Кафиева Фатима, Халиуллина Минур, Миннуллина Рахима, Хайруллин Гарай, Гараева Сания, Суфиянова Гария. В 1947 году школа стала семилеткой, директором был назначен очень опытный педагог-историк – Чернов С. В 1950 году старую школу в селе Алабакуль разобрали, привезли и пристроили к Дым-Тамакской школе. В 1962 году школа стала восьмилетней. В 1973 году, когда директором работал Газиев Муслим в селе была построена большая светлая школа по новому проекту со спортзалом и мастерскими. В 1986 году Дым-Тамакская восьмилетняя школа стала средней. В 1987 году директорм школы стал Матвеев Вячеслав Иосифович, ныне директор