::::::::::::ТАТАРЫ-МИШАРЫ::::::::::::::::::

  • Подписчики: 1 807 подписчиков
  • ID: 4059255
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
открытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
club4059255

Описание

Мишари (устар. мещеряки, тат. мишәр, mişər) — этническая группа татар. В отличие от казанских татар, формирование этноса мишарей происходило на правобережье Волги, вплоть до правобережья Оки на севере. Предполагается родство мишар и буртасов. Во времена Золотой Орды существовал Мещерский юрт (тат. Mişәr yortı). После распада Орды земли мишар не вошли в состав Казанского ханства . Мишары, в отличие от татар, которые заселяли земли Касимовского ханства, участие в завоевании Казанского ханства не принимали. В конце XVI века правительство переселяет часть мишарей на территорию Башкирии. Миграция на Урал с волжского правобережья активно продолжалась до середины XVIII века. В 1798—1865 мишари Урала, в отличие от других татар региона, не платили ясак, а находились в военно-казачьем сословии наряду с русскими казаками и башкирами (а в 1855—1865 и другой этносословной группой южноуральских татар — тептярями). В частности они несли пограничную службу вдоль реки Яик (Урал). После перевода мишарей из военного сословия в гражданское намечается сближение их самосознания с бывшими ясачными татарами, которые теперь находились, наравне с мишарями, в сословии государственных крестьян. В период формирования татарской нации мишари потеряли ряд признаков субэтноса, в первую очередь — особое самосознание. Но даже во время переписи 1926 г. около 200 тысяч человек ещё отнесли себя к самостоятельной «народности» — к «мишарям». Устойчивость этнонима мишар была связана с незавершенностью консолидации волго-уральских татар, в том числе и из-за полусословного характера группы мишарей в Приуралье. Кроме того, мишари имели и ряд языковых (особый диалект) и культурных особенностей (в частности, традиционно мишари не праздновали сабантуя и джиена, характерного для казанских татар). Однако к началу XX в. многие из этих различий исчезли или оказались сильно нивелированными. Сейчас этноним мишәр в основном сохраняется лишь как самоназвание второго уровня. В настоящее время не существует серьёзных исследований, ставящих перед собой цель выделить мишар прежде всего как самостоятельную нацию. Можно заметить, что такие исследования проводились во времена дореволюционной России. В этой связи, показательной является статья А. С. Гациского «Нижегородские татары — татары ли?», датированная 1886-ым годом.