Эммануэль Левинас

  • Подписчики: 91 подписчиков
  • ID: 13043941
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
закрытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
club13043941

Описание

Эммануэ́ль Левина́с (фр. Emmanuel Lévinas; 30 декабря 1905 (12 января 1906), Ковно — 25 декабря 1995, Париж) — французский философ. Биография Родился в еврейской семье в Литве, где получил воспитание в традиции иудаизма. В 1923 г. эмигрировал во Францию. Философию изучать начал в 1924 г. в Страсбургском Университете. Во время учёбы в университете произошло знакомство Левинаса с Морисом Бланшо, положившее начало их долгой дружбе. В 1928 приступил к изучению феноменологии во Фрайбургском Университете под руководством Эдмунда Гуссерля. Там же, во Фрайбурге посещал семинары Мартина Хайдеггера. В 1939 г. мобилизован в связи с началом Второй Мировой войны. Был взят в плен (1940), освобожден в 1945. Был профессором университетов в Пуатье (1961 - 1967), Нантере (1967 - 1973), а также в Сорбонне (1973 - 1976). Скончался 25 декабря 1995 г. в Париже. Философия Философские воззрения Левинаса формировались под влиянием феноменологии Гуссерля и фундаментальной онтологии Хайдеггера, а также диалогизма Мартина Бубера и, главным образом, Франца Розенцвейга, в значительной мере определившего стиль мышления "зрелого" Левинаса. Влияние Хайдеггера и Гуссерля наиболее явственно отразилось в ранних работах Левинаса: "Теория интуиции в феноменологии Гуссерля" (1930), "От существования к существующему" (1947), "Открывая существование с Гуссерлем и Хайдеггером" (1949). Вместе с тем, ещё в 1948 увидела свет книга "Время и Другой", в которой Левинас впервые излагает собственную философскую концепцию, включающую в себя критическую рецепцию влияний. Так, собственная позиция Левинаса уточняется в развернутом на страницах книги споре с Хайдеггером и доминировавшем в интеллектуальном климате Франции экзистенциализмом. Ключевые интенции мышления Левинаса, впервые артикулированные во "Времени и Другом", получают дальнейшее развитие в его трудах "Тотальность и Бесконечное. Эссе на тему экстериорности" (1961), "Гуманизм другого человека" (1973), "Инобытие, или по другую сторону сущности" (1974), "Диахрония и репрезентация" (1983), и др. При очевидной проблематичности тематизации философского наследия Левинаса (однозначно идентифицировать его с тем или иным интеллектуальным направлением невозможно по ряду причин), проблемное поле его философии может быть эксплицировано с достаточной определенностью. В центре внимания Левинаса - этическая проблематика, артикулированная посредством парадигмальной фигуры Другого. В ситуации кризиса классической метафизики в целом, и классического субъекта - в частности, самотождественность Я, понимавшаяся ранее, имплицитно или эксплицитно, как единство Я эмпирического и Я трансцендентального, не выдерживает испытания на прочность и более не может служить гарантом идентичности субъекта. Представления о трансцендентальном сознании, питавшие философию вплоть до феноменологического проекта Гуссерля, показывает Левинас, иллюзорны. Единственная, по его мысли, возможная форма трансцендентального - диалог. Таким образом, Другой для меня - единственный мыслимый гарант моего Я.